Место проведения:

МАОУ «Гимназия № 86», МАОУ Школа № 61

22 марта 2024 г.

И наконец финальный день конкурсного испытания «Урок», в рамках которого оценивалось педагогическое мастерство, филологический кругозор, общая эрудиция, коммуникативные умения и прочие таланты учителей русского языка и литературы, проявленные ими на уроках и во время анализа собственных достижений и недоработок, если таковые имелись.

***

Файзуллина Гульнара Фанзировна. «Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок начался с просмотра иллюстраций к мифу «Двенадцать подвигов Геракла», что помогло детям «выйти» на тему урока, сформулировать его цель. Затем Гульнара Фанзировна познакомила ребят с биографией Фазиля Искандера, организовала групповую работу с дополнительными материалами об авторе. На уроке были применены следующие методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический. Работа с текстом произведения началась с беседы по вопросам, после этого учащиеся кратко пересказывали эпизоды рассказа, читали по ролям, дополняли рабочие листы. В конце урока – игровые моменты, которые выявили творческие способности учеников. В целом урок прошел в хорошем темпе, все – и учитель, и ученики – всё успели сделать!

Бородина Ольга Витальевна. «Спряжение глаголов. Повторение». Урок начался с разговора о … Пушкине! Это позволило учителю быстро «ввести» класс в тему; презентация, где на слайде были картины, связанные с текстами сказок поэта, оказалась кстати для перехода непосредственно к повторению спряжения глаголов. Ольга Витальевна выбрала путь к спряжению сквозь призму синтаксиса: однородные члены–сказуемые в строках Пушкина оказались в центре внимания учеников и с точки зрения морфологических (грамматических) категорий. Учитель использовал различные формы для активизации учеников, умело работал со всеми в классе, вел учеников не только по грамматическому, но и по семантическому пути. Ольга Витальевна не упускала из вида работу по заполнению рабочих листов, следила за тем чтобы ответы на вопросы были полными и правильными. На этапе закрепления вновь обратились к отрывкам из произведений Пушкина, применили алгоритм применения правила. Дети работали по группам, каждой группе достался свой отрывок для закрепления правила.

Кожокару Татьяна Ашотовна. «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных». На этапе мотивации Татьяна Ашотовна использовала наглядный метод: ученикам были продемонстрированы ситцевая ткань, плюшевый мишка, ситцевое платье. Через предметы обратились к прилагательным холщовый, ситцевый и плюшевый. Был произведён морфемный разбор данных прилагательных. Сформулировав тему урока, цели и задачи, ученики начали работать с другими прилагательными и попробовали определить способ написания данных орфограмм в прилагательных. Сравнив с правилом в учебнике, класс начал отработку правила с помощью упражнения в учебнике, работы с фразеологизмами и задания на составление связного текста. На этапе закрепления дети поработали в группах. Домашнее задание в виде карточек обучающиеся выбрали самостоятельно из трёх сундучков в зависимости от собственных ощущений усвоения материала.

Саитгалина Эльвина Миргазямовна. «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных».

Урок начался с включения регионального компонента, который содержал чтение и обсуждение стихотворения Светланы Смирновой-Пономарёвой «Уфа, Уфа, со стареньким трамваем». В нём были выделены прилагательные. На этапе актуализации знаний обучающиеся вспомнили всё, что знали раньше об имени прилагательном. Далее через слова «ситцевый» и «холщовый» дети подошли к теме урока, определив значение слов и морфемный состав. Сформулировав правило, по которому пишутся орфограммы, ученики приступили к закреплению материала. Формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой помогли задания: диктант-молчанка, грамматическая задача и творческое задание. К примеру, грамматическая задача заключалась в замене словосочетания на синонимичные с объяснением условия выбора орфограммы: медвежонок из плюша-плюшевый медвежонок. Игра «Найди пару!» показала, что учащиеся понимают значение прилагательных. В финале урока – рефлексия, которая показала, что цели урока достигнуты.

Баташова Надежда Михайловна. «Печорин в системе женских образов романа. Печорин и Мери».

Ученики девятого класса погрузились в изучение романа «Герой нашего времени» великого русского писателя и поэта М.Ю. Лермонтова. Тема урока предполагает погружение в композицию романа, анализ эпизодов, что и было продемонстрировано. В центре внимания проблемный вопрос: какую роль играют женские образы в раскрытии личности Печорина? Поэтому ученикам необходимо было в рабочих листах записать все наблюдения, касающиеся его характера. Удачной была работа, связанная с ассоциативными предметами, уместно звучал музыкальный фрагмент. Работа с текстом была организована в разных аспектах: просмотр видеофрагмента, прослушивание аудиоматериалов, нахождение определенных эпизодов и заполнение рабочего листа. Уместно использовались стихотворения А. Кушнера и Н. Гумилева, живопись А. Кофмана и С. Дали. Учитель предлагает классу неоднозначные трактовки образов, и класс откликается, принимает исследовательский путь. Надежда Михайловна выстраивает проблемные ситуации так, чтобы ученики построили рассуждения о тексте и пришли к выводу о том, что женские персонажи отражают внутренний мир Печорина через его чувства и отношение к ним. Печорин – сложный и неоднозначный образ, и на уроке дети почувствовали это.

Петрова Регина Ирековна провела урок по правописанию местоимений в 6-м классе в необычной форме: на протяжении всего занятия ребята формулировали правила ведения блога в соцсетях. Кроме того, учащиеся работали с таблицами и схемами, вспоминая разряды местоимений. На завершающем этапе урока ребята попробовали себя в роли редакторов и легко исправили ошибки в предложенном тексте об экологии.

Весь урок Хайруллиной Аэлиты Николаевны был посвящён юбилею Мустая Карима. Используя яркие фрагменты произведения «Радость нашего дома», учитель отрабатывал с пятиклассниками правописание безударных окончаний имен прилагательных. В основе урока лежала технология «Творческие мастерские»: ребята переместились на поле настольной игры, целью который было добраться до волшебного сундука. Хайруллина А. Н. умело и ненавязчиво управляла классом, корректируя высказывания ребят. В результате цель игры была достигнута: в сундуке оказалось самое лучшее богатство — знания, полученные на уроке.

Миляускас Елена Эдуардовна на уроке русского языка в 8 классе предложила ребятам заполнить логико-смысловые модели на тему «Обособленные члены предложения». Опираясь на составленные модели, восьмиклассники без труда выявляли условия обособления определений.

Завершился конкурсный день уроком литературы в 7 классе, который провела Нурмиева Альбина Миннеаглямовна. Используя технологию критического мышления, учитель повёл разговор об идейном и художественном своеобразии рассказа А. П. Платонова «Юшка». Ребята составляли литературный портрет главного героя, выделяли композиционные элементы произведения, выясняли особенности взаимоотношений между героем и жителями города. В конце урока шестиклассники пришли к выводу, что добро всегда побеждает зло.

***

Самоанализ следовал сразу после урока, что потребовало от учителя умения быстро переключаться с ученической аудитории на аудиторию экспертов. Члены жюри отметили, что техникой самоанализа владеют все без исключения словесники, однако высшие баллы получили те из них, которые смогли более объективно и критически осмыслить свою работу и грамотно представить ее результаты. Хочется напомнить конкурсантам, что слово является как средством преподавания, так и средством учения, поэтому не стоит забывать, что язык учителя русского языка и литературы – это речь элитарного речевого носителя, где недопустимы малейшие речевые погрешности.

Активно помогали нашим конкурсантам учащиеся гимназии и школы. Дети продемонстрировали широкий литературный и культурно-исторический кругозор, хорошее знание проблем современной жизни российского общества, готовность учиться и обсуждать предлагаемые конкурсантом вопросы и ситуации. Безусловно, это заслуга учителей русского языка и литературы и всего педагогического коллектива образовательной организации!

Итак, конкурс уроков и их самоанализа завершен. Желаем нашим конкурсантам, успешно преодолевшим конкурсное испытание «Урок», успехов в последующем конкурсном испытании «Мастер-класс»!